Искусственный интеллект и рынок труда: что нужно знать студентам
В мире, где искусственный интеллект становится все более важной частью нашей жизни и работы, студентам следует задуматься о том, как он изменит будущее труда. Не все профессии будут заменены машинами. Рассмотрим, какие рабочие места подвержены риску и какие навыки станут востребованными в ближайшем будущем.
В технологиях, заменяющих человеческий труд, нет ничего нового. Человек находит задачу, которая ему не очень нравится, создает способ ее облегчить и переходит к другой. Так было с изобретением печатного станка, промышленной революцией, появлением Интернета, так происходит и сейчас, когда стремительно ускоряется развитие искусственного интеллекта (ИИ).
В нынешних условиях, когда ценность часто определяется данными, эксперты прогнозируют, что широкомасштабное применение искусственного интеллекта на рабочих местах к 2030 году увеличит объем мировой экономики на 15,7 трлн. долларов; 45% этой прибыли будет получено за счет увеличения спроса на усовершенствование продукции. Хотя вполне естественно переживать по поводу того, как будущее ИИ повлияет на вашу работу, маловероятно, что компьютеры заменят человеческую рабочую силу.
По мере того как искусственный интеллект становится частью нашей жизни и работы, работникам стоит задуматься о том, как он изменит будущее работы и какие навыки будут востребованы по мере внедрения искусственного интеллекта в повседневную жизнь.
Какие рабочие места заменит искусственный интеллект
Исследовательский центр Pew Research Center обнаружил, что примерно пятая часть работников в значительной степени подвержена воздействию искусственного интеллекта в своей работе. Наиболее подвержены риску работники с высшим образованием.
"Рабочие места считаются более подверженными воздействию искусственного интеллекта, если ИИ может либо полностью выполнять их наиболее важные действия, либо помогать в их выполнении", - поясняется в отчете. Если руководствоваться этим объяснением, то математики, помощники юристов и веб-разработчики подвержены большему риску. Работники, выполняющие общую физическую деятельность, подвержены меньшему риску.
ИИ лучше всего подходит для выполнения повторяющихся задач, таких как ввод и проверка данных, транскрипция, канцелярская работа, базовые запросы клиентов и составление исследований.
Когда работа "повторяется и подчиняется жестким процедурам, оптимизирующим эффективность и производительность, ИИ способен выполнять ее более точно", - пишут Дэвид де Кремер и Гарри Каспаров в журнале Harvard Business Review. Это может включать составление расписаний, проведение поисковых исследований, автоматическое ведение заметок, подведение итогов и сложные математические вычисления".
Подобные изменения назревали десятилетиями. Каждый из этих процессов может быть выполнен практически мгновенно с помощью искусственного интеллекта, и в ближайшие пять лет он будет продолжать внедряться в рабочие процессы.
Рабочие места и навыки, которые ИИ не сможет заменить
Области, требующие индивидуального взаимодействия и анализа, такие как здравоохранение, психическое здоровье, реабилитация и фитнес, менее подвержены влиянию ИИ. Сохранятся также рабочие места в сельском хозяйстве, строительстве и обслуживании. Наука о данных, особенно вне сферы технологий, сохранит свое значение.
ИИ вряд ли заменит рабочие места, требующие от человека таких навыков, как рассудительность, креативность и эмоциональный интеллект. ИИ может обрабатывать данные, но он не может предугадать реакцию человека на новые стимулы. Он не понимает, что такое краткосрочные и долгосрочные задачи. Он не может создавать. В такой области, как реклама, где успех зависит от воздействия на культуру и эмоции, ИИ может помочь человеку, но не может конкурировать с ним.
ИИ взял на себя функцию отсеивания огромных кип резюме в отделах кадров, поэтому соискатели, желающие выделиться в алгоритме, могут заявить о таких навыках, как эмоциональный интеллект, умение решать проблемы и техническая компетентность.
Коммуникабельность, умение управлять временем и работать в команде - это те навыки, которые всегда востребованы. Поскольку даже нетехнологичные компании все больше полагаются на ИИ, наличие базовых компетенций в области UX, систем сбора данных и аналитики будет полезно.
Другие статьи
Специальные предложения
Уманцева
по работе с клиентами